На главную страницу

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА РАССТОЯНИИ
    В.М. Богданов, доцент
                        В.С. Пономарев, ст. преподаватель
А.В. Соловов, доцент
Самарский государственный аэрокосмический университет
(Статья опубликована в журнале "Высшее образование в России", 2001, N 4, с. 121-124)

С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации - гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хороших психофизических кондиций.
К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Одна из основных причин - недостаток соответствующих знаний и методических умений. Поэтому не случайно рекомендуемые программы учебной дисциплины "Физическая культура", наряду с учебно-тренировочными занятиями, предусматривают теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности (см., например, [1]).
Однако в реальной практике учебного заведения полноценно реализовать цели теоретического и методического разделов дисциплины "Физическая культура" крайне затруднительно. С одной стороны, чтобы учащиеся овладели знаниями, методами и средствами этих разделов хотя бы на уровне применения в типовых ситуациях, необходимо потратить на обучение и контроль его результатов немало времени. С другой стороны, расходовать время учебных занятий не на физические упражнения в современных условиях явно не рационально. Реальная ситуация в России ныне такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части учащейся молодежи являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку. Таким образом, необходимость повышения теоретического и методического уровня учащихся и необходимость обучения двигательным действиям и развития физических качеств вступают в противоречие.
Разрешить это противоречие можно с помощью технологий дистанционного обучения, применяемых для самостоятельного освоения учащимися теоретического и методического разделов учебных дисциплин по физической культуре. Ниже рассматривается опыт применения этих технологий в учебно-методической работе кафедры физического воспитания Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ), накопленный на протяжении ряда лет совместно с центром новых информационных технологий - ЦНИТ СГАУ [2-4]. В основу работы положены методика и программный инструментарий системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных ДИдактических Средств), разработанной и развиваемой в ЦНИТ СГАУ и успешно применяемой в ряде учебных заведений России для поддержки обучения по различным отраслям знаний [5].
С помощью технологических средств системы КАДИС созданы и внедрены в учебный процесс СГАУ учебные комплексы по основам физического воспитания, контролю и самоконтролю физического развития, оздоровительному бегу и атлетической гимнастике.
Все учебные комплексы состоят из учебного пособия для первоначального знакомства с учебным материалом и электронного учебника (ЭУ) для осмысления, закрепления и контроля знаний. Электронные учебники имеют версии для MS DOS, Windows 9x и Интернет/интранет.
Каждый ЭУ содержит теоретический и методический материал и набор контрольных вопросов для компьютерного тренинга и контроля знаний. Теоретический и методический материал ЭУ декомпозирован на информационные блоки, в состав которых входят текстовые, графические, анимационные, аудио- и видеофрагменты. Разработанные ЭУ имеют большой объём различных иллюстраций. Так, версия ЭУ для CD ROM по основам физического воспитания содержит более 80 видеоклипов с упражнениями для коррекции массы тела (система "калланетик"), выработки правильной осанки, развития гибкости, стимуляции роста, увеличения жизненной емкости легких и т.д. Видеоклипы сопровождаются "голосом за кадром", комментирующим показ-демонстрацию упражнений.
В ходе компьютерного тренинга студенты выполняют задания, предназначенные для осмысления и запоминания теоретического материала. Это основной режим работы с ЭУ. Контрольные вопросы имеют варианты ответов (обычно 5-7), один из которых является правильным, комментарии (от простейших "верно, неверно" до разъяснения типовых ошибок), гиперссылки на соответствующие разделы теоретического материала. Режим контроля предназначен для текущего или итогового контроля уровня усвоения теоретического материала по теме. Словарь терминов и понятий позволяет проводить выборочно (по термину) просмотр теории, тренинг или контроль.
Информация о результатах тренинга и контроля (Ф.И.О., номера групп обучаемых и полученные ими оценки) автоматически записываются в журнальный файл. Программы управления журналом позволяют осуществлять сортировку информации по различным признакам, проводить статистический анализ для выявления "трудного" и "легкого" учебного материала.
Самостоятельная работа студентов с электронными учебниками ориентирована, прежде всего, на применение домашних компьютеров. По данным нашего анкетного опроса более 50% студентов 1-3 курсов СГАУ имеют дома компьютеры. Тиражирование версий ЭУ для MS DOS среди студентов сначала осуществлялось на дискетах, а в последние два года - через Интернет/интранет. Версии ЭУ под управлением Windows 9x с большим количеством видеоклипов тиражируются на CD ROM, а он-лайновые версии ЭУ размещены для свободного доступа в Интернет. Студенты могут также работать в общеуниверситетских компьютерных классах и на компьютерах методического кабинета кафедры физического воспитания. Часть студентов, доля которой с течением времени становится все меньше, использует только печатные материалы комплекса, которые можно получить либо в библиотеке университета, либо в виде электронной копии в Интернет/интранет. Консультативная поддержка самостоятельной учебной работы студентов осуществляется в методическом кабинете кафедры дежурным преподавателем и лаборантом. Причем эти консультации даются не только традиционным образом (face-to-face), но и с помощью электронной почты и специализированного форума в Интернет/интранет.
В своей учебной работе кафедра физического воспитания СГАУ организует самостоятельную подготовку студентов по теоретическому и методико-практическому разделам учебной дисциплины "Физическая культура" по трем основным направлениям. Первое (и главное) направление - это подготовка по комплексу "Основы физического воспитания". Все студенты дневного отделения СГАУ в конце 6-го семестра проходят итоговую аттестацию. Одним из ее компонентов, наряду со сдачей контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке, является оценка знаний теоретического и методического разделов учебной программы. Эта оценка осуществляется с помощью тестовой компьютерной системы комплекса в методическом кабинете кафедры. Сначала проводится предварительный тренинг по схеме "выборочный тренаж" с фиксацией предварительной оценки, что помогает студентам, не использовавшим в своей подготовке электронный учебник, освоиться с тестирующей программой и "отсеять" слабо или совсем не подготовившихся к зачету студентов. Студенты, получившие положительную предварительную оценку, допускаются к итоговому тестированию в режиме "контроль по билетам". В дальнейшем, после сдачи контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке, оценка, полученная за теорию, учитывается при выставлении оценки итоговой аттестации.
Второе направление самостоятельной работы студентов с разработанными учебными комплексами - это освоение основных теоретико-методических положений применения упражнений перед началом практических занятий по выбранной спортивной специализации. Так, студенты, выбравшие специализацию по атлетической гимнастике, на предварительном этапе в течение месяца занимаются общей физической подготовкой и одновременно самостоятельно с помощью учебного комплекса "Атлетическая гимнастика" изучают теорию и методику занятий этим видом упражнений. Это позволяет им в дальнейшем более осмысленно применять силовые упражнения на практических занятиях в тренажерном зале.
Третье направление - работа со студентами, временно освобожденными по состоянию здоровья от практических занятий. Для этой категории учащихся учебной программой по дисциплине "Физическая культура" предусматривается представление в конце семестра тематических рефератов. Наша практика работы с такими студентами показывает, что более эффективным является самостоятельная подготовка по одному из учебных комплексов с последующим контролем в конце семестра.
Сравнивая дидактическую эффективность различных компонентов разработанных учебных комплексов, можно отметить явное превосходство электронных учебников перед традиционными печатными материалами. Так, на одной из сессий в 2000 году студенты, использовавшие при подготовке ЭУ, с первой же попытки получили следующие оценки: "отлично" - 62%, "хорошо" - 25%, "удовлетворительно" - 13%. Из тех же студентов, кто использовал в своей подготовке только печатную учебную литературу, лишь 5% сдали зачет на "отлично", 18% - на "хорошо", 27% - на "удовлетворительно", а 50% студентов вообще не смогли справиться с заданиями тестов. Данные анкетного опроса, беседы со студентами показывают также, что методика обучения, основанная на новых информационных технологиях, способствует повышению интереса к изучению теоретических и методических аспектов физической культуры
Чтобы подготовить учебные комплексы, организовать их тиражирование для студентов, создать условия для компьютерного тренинга и проведения итоговой аттестации, пришлось преодолевать как чисто материальные трудности (в частности, отсутствие компьютерной техники), так и трудности психологического плана. Наши первые сообщения на ученом совете университета, на научно-методических конференциях о ведущейся работе по применению информационных технологий обучения в преподавании физической культуры вызывали иронические улыбки у коллег-преподавателей технических кафедр, имеющих многолетний опыт использования информационных технологий в учебном процессе. Приходилось по спортивному "терпеть" и, доказывая правоту делом и конкретными результатами, ломать сложившиеся стереотипы в представлениях о задачах кафедры физического воспитания в вузе. Начав работу по разработке электронных средств поддержки учебного процесса в 1995 г. с одним слабеньким компьютером, кафедре постепенно удалось убедить руководство университета в необходимости повышения качества теоретической и методико-практической подготовки студентов по физической культуре на основе новых информационных технологий. В настоящее время методический кабинет кафедры с помощью ректората университета оснащен 7-ю современными компьютерами со средствами мультимедиа и доступом в сеть Интернет по высокоскоростному оптоволоконному кабелю. Кафедра вышла в число лидирующих кафедр СГАУ в массовом применении в учебном процессе информационных технологий и элементов дистанционного обучения. Поддержка ЦНИТ СГАУ помогает вести разработку электронных учебников на высоком методическом и техническом уровне. В 2001 году кафедра и ЦНИТ СГАУ получили грант на конкурсе Министерства образования РФ на разработку и развитие учебных комплексов по физической культуре в рамках межвузовского корпоративного проекта по созданию электронных средств обучения по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для системы высшего образования.
С 1999 года разработанные учебные комплексы тиражируются в Интернет на сервере ЦНИТ СГАУ для свободного офф-лайнового применения (см. http://cnit.ssau.ru в разделе "Дистанционное образование"). Согласно статистике регистрации сервера несколько сотен человек различных социальных слоев (учащаяся молодежь, инженеры, предприниматели, преподаватели и др.) из разных краев и областей РФ и стран СНГ воспользовались этой возможностью.

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

  1. Применение информационных технологий дистанционного обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.
  2. Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной, методической и научной работы кафедры физического воспитания.
  3. Информационные технологии дистанционного обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса студентов, обусловленный сначала технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.
  4. Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео- и аудио-иллюстрациями.
  5. Технология КАДИС, используемая в данной работе, имеет четкую научно-методическую основу, проста и доступна практически для для любого преподавателя, владеющего компютером на уровне непрограммирующего пользователя, и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения высокого дидактического качества в сфере физической культуры.
  6. Разработанные учебные комплексы по физической культуре успешно прошли опытную эксплуатацию в условиях реального учебного процесса, апробацию на ряде научно-методических конференций и могут быть рекомендованы для внедрения в учебных заведениях среднего, высшего и дополнительного, в том числе и дистанционного образования.
  7. Различные версии учебных комплексов размещены в Интернет на сервере ЦНИТ СГАУ (http://cnit.ssau.ru) в разделе "Дистанционное образование" для свободного офф- и он-лайнового применения. Здесь же можно получить и педагогический инструментарий системы КАДИС, позволяющий вносить коррективы в готовые и создавать собственные электронные учебники.

Литература

  1. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М.: Министерство образования РФ, 2000. - 27 с.
  2. Богданов В.М., Пономарев В.С. Компьютерная поддержка методико-практических занятий // Межвуз. сб. науч. трудов "Вопросы физического воспитания студентов". - Магнитогорск: МГМА, 1997. - С. 8-10.
  3. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф. ЮНЕСКО "Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V-ой Гамбургской конференции по образованию взрослых)". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. - Часть 2 - С. 93-94.
  4. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". - СПб.: СПб. гос. педаг. ун., 2000. - Часть 2. - С. 23-24.
  5. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России, 1995. - № 2. - С. 31-36.