На главную страницу

А. В. Соловов
Заместитель руководителя Центра новых информационных технологий при Самарском государственном аэрокосмическом университете, к.т.н., доцент
Тел.: (846-2) 34-72-78/факс, 67-44-40
http://cnit.ssau.ru


ОБ ОПЫТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
(Статья опубликована в журнале "Дистанционное образование", М.: МЭСИ, 1999, N 5, с. 36-38 и в журнале "Высшее образование в России", 1999, N 3, с. 120-121 под названием "Экспорт дистанционных образовательных услуг")


ABOUT EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING OF THE FOREIGN STUDENTS

The experience of international cooperation of the Bradley university (Peoria, Illinois, USA) and Samara State Aerospace University on distance learning is considered. The Russian partner has prepared a distance course "Economic and social-political reforms in modern Russia ". The American students (11 students in a 1997 and 13 students in a 1998) studied this course using audio and videoconferences in Internet.

Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движения к информационному обществу. В Европе и Северной Америке создаются консорциумы ведущих университетов, предоставляющих широкий спектр дистанционных образовательных услуг. Так, ассоциация дистанционного обучения в США объединяет в своем составе пять тысяч учебных заведений. Юнеско ведет работу по организации распределенного университета, обучение в котором будет происходить в виртуальном пространстве, вне зависимости от расселения и границ, без ограничений по времени.

Обучение на расстоянии позволяет получить "столичное" и даже международное образование жителям провинции, военнослужащим, детям-инвалидам и другим категориям граждан. К тому же стоимость таких образовательных услуг гораздо ниже, чем при традиционном обучении.

Несмотря на трудные экономические условия, Россия не остается в стороне от процессов интеграции образования. В ряде ведущих университетов страны ведется работа по созданию технической базы и учебно-методического обеспечения дистанционных форм обучения, организуются специализированные подразделения по оказанию дистанционных образовательных услуг. Ассоциация международного образования России реализует проекты дистанционного обучения российских студентов в университетах США, Канады, Англии, Австралии, Германии. Некоторые российские университеты уже предоставляют другим учебным заведениям услуги по выполнению дистанционных лабораторных работ на уникальном оборудовании.

В 1997-1998гг. в центре новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета (ЦНИТ СГАУ) выполнялся уникальный для России проект по экспорту дистанционных образовательных услуг. Работа велась в рамках сотрудничества СГАУ и университета им. Брэдли (г. Пеория, Иллинойс, США). Студенты этого университета изучали в СГАУ курс "Экономические и социально-политические реформы в современной России".

Курс состоял из 3-х модулей по 4-5 тем в каждом модуле.

Экономическая революция в России

  1. Почему рухнула советская экономическая система.
  2. Процесс приватизации.
  3. Развитие отношений собственности.
  4. Конверсия военной промышленности.

Развитие новой экономики

  1. Появление рынка ценных бумаг.
  2. Появление и развитие частных банков.
  3. Экономика малого бизнеса.
  4. Приватизация в сельском хозяйстве.

Социально-политические изменения

  1. Развитие парламентаризма в России.
  2. Децентрализация управления.
  3. Борьба политических сил.
  4. Расслоение населения на социальные группы.
  5. Реформы в образовании.

За каждой темой курса были закреплены преподаватели с российской и американской стороны, специалисты в сферах экономики и менеджмента, социологии и политологии. Российские преподаватели подготовили учебный материал по каждой теме в объеме, соответствующем примерно 10-12 машинописным страницам текста.

Учебные тексты были переведены на английский язык и размещены в Интернет на web-сервере ЦНИТ СГАУ. По каждой теме на видеопленку была записана 30-40 минутная лекция российского преподавателя. Лекции включали не только системное изложение учебного материал лектором, но и графические иллюстрации, видео-интервью по теме с представителями деловых кругов, администрации г. Самары, студентами, "людьми с улицы". Видеопленки пересылались в Брэдли-университет обычной почтой или с оказией. Американская сторона осуществляла синхронный перевод видеозаписей лекций на английский язык.

Курс был введен Брэдли-университетом в состав учебных дисциплин по выбору в весеннем семестре 1997г. и осеннем семестре 1998г. с кредитом 3 часа. В 1997г. его выбрали 11, а в 1998г. - 13 студентов 3-го года обучения.

Изучение курса было организовано следующим образом. Каждой теме посвящалось два двухчасовых аудиторных занятия в течение недели. Студенты предварительно, во внеаудиторное время знакомились с учебным материалом по теме на web-сервере ЦНИТ СГАУ, выходя в Интернет из компьютерных классов свободного доступа Брэдли-университета или со своих домашних компьютеров.

На первом аудиторном занятии по теме студенты просматривали видео-лекцию российского лектора, обсуждали ее материал с преподавателем Брэдли-университета, куратором данной темы, формулировали вопросы (обычно 7-10 вопросов) для отправки по электронной почте российскому преподавателю.

Второе занятие по теме проходило через два дня после первого занятия. Сначала студенты знакомились с ответами на свои вопросы, переданными по электронной почте, и обсуждали их со своим американским куратором. Затем в течение 40-50 минут проходила телеконференция в Интернет с российским преподавателем. Скорости каналов СГАУ и Брэдли-университета обеспечивали вполне приемлемое качество приема-передачи не только аудио, но и видеоинформации. Разница во времени (10 часов) не представляла каких-либо неудобств (утро в Пеории соответствует вечеру в Самаре). Некоторые фрагменты этих телеконференций, скопированные на электронную доску сетевой программы Netmeeting, показаны на рисунке.

фрагменты телеконференций, скопированные на электронную доску  23,7Кб

Американцы с большим энтузиазмом относились к занятиям по курсу. Вот что они сами говорят об этом.

Коле Биард - студент: "В ходе изучения курса, просмотра видео-лекций, дискуссий в Интернет я получил не только новые знания, но и, как мне кажется, повысил свой общекультурный, общечеловеческий уровень".

Аманда Катц - студентка: "Возможность задавать вопросы в Интернет и тотчас получать на них ответы от непосредственных участников событий, которые происходят в России, возможность видеть их лица, когда они говорят, показалась мне удивительной и великолепной. Она позволила нам получить более конкретное и персонифицированное представление о России, чем то, что дают пресса и телевидение в Америке".

Кальман Гольдберг - руководитель проекта с американской стороны: "Для нас в Брэдли-университете открылись новые перспективы. Ваши преподаватели могут предоставить нашим студентам более достоверную информацию и тот анализ проблем, который не могут дать наши американские эксперты. Мы очень ценим нашу совместную работу в сфере дистанционного обучения и надеемся на продолжение сотрудничества в этом направлении".

Автору данных заметок довелось побывать в Пеории во второй половине сентября 1998г., посетить занятия и воочию убедиться в живом, неподдельном интересе, который проявляют американские студенты и преподаватели к жизни в России. Любопытно, что из 13 студентов, выбравших курс в 1998г., были двое студентов, эмигрировавших вместе с родителями из России 8-10 лет назад.

На основе накопленного по курсу учебного материала в ЦНИТ СГАУ готовится электронный интерактивный мультимедийный учебник на CD ROM с учебными текстами по всем темам, фрагментами видео-лекций, компьютерными программами для текущего и итогового контроля знаний. Подготовка этого учебника ведется с использованием технологии системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных ДИдактических Средств), разработанной в ЦНИТ СГАУ.

На главную страницу