На главную страницу

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОДО В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

А. В. Соловов - научный руководитель Центра новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета, доцент, кандидат технических наук, действительный член Российской академии информатизации образования

(Статья опубликована в сборнике докладов "Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество ". Под общ. редакцией Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: -Изд-во РУДН, 2001. С.128-133)

Предварительные замечания

К числу важнейших, необходимых условий развития ОДО можно отнести следующие факторы [1]:

  • высокий уровень спроса на дистанционные образовательные услуги;
  • наличие высокотехнологичной информационно-образовательной среды;
  • развитое учебно-методическое обеспечение для поддержки самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • квалифицированные кадры специалистов (менеджеров, тьюторов, разработчиков дистанционных курсов), организующих и осуществляющих подготовку и поддержку процесса дистанционного обучения.

Именно с позиций этих факторов в данной статье рассматривается современное состояние и перспективы ОДО в Самарской области, роль и значимость проекта Делфи в развитии дистанционных форм обучения в регионе.

Социально-экономические предпосылки

Самарская область является одним из ведущих российских центров аэрокосмической, нефтехимической и автомобильной отраслей промышленности. Так, автозавод в городе Тольятти выпускает 70% всей автомобильной продукции в стране. Область является донором федерального бюджета, постоянно оценивается как один из самых привлекательных для иностранных инвесторов регионов России. Банк Австрии в своем исследовании российских регионов определил Самару как регион с самым низким экономическим риском и второй регион по минимальному политическому риску. Успех региона в привлечении инвестиций в большой степени обусловлен его достижениями в области экономических реформ. Самарская область опережает российские регионы по определению права собственности на землю, которое является ключом к инвестициям и строительству, причем 12% городской земли документально оформлены. Около 400 приватизированных предприятий Самары владеют землей, на которой они расположены. Губернская Дума проголосовала за легализацию свободной продажи и покупки земли, включив, тем самым, Самару в немногочисленный список российских регионов, которые пошли на этот шаг. Администрация Самарской области ведет активную инновационную политику, пытаясь создать благоприятные условия для инвесторов, а также развивая жизнеспособный деловой сектор.
Численность населения области составляет более 3,2 млн. человек, из них примерно 1,3 млн. проживает в г. Самаре. Высокотехнологичная промышленность, активные экономические и социально-политические преобразования формируют соответствующие образовательные потребности. В Самарской области более 50 государственных и негосударственных учебных заведений предоставляют услуги в получении высшего образования и около 70 - среднего профессионального образования [2].
Конверсия военно-промышленного комплекса Самары, сокращение численности работающих на его предприятиях создали потребность в переподготовке большого количества населения для работы в других сферах. Как правило, это взрослые люди, не имеющие возможности для регулярного традиционного обучения из-за необходимости добывать средства к существованию.
Большинство высших учебных заведений расположены в Самаре, в то время как население других городов области - Тольятти (центр автомобилестроения), Новокуйбышевска (центр нефтепереработки) и др. - также имеет высокий уровень потребностей в высшем образовании.
Самарская область - это центр Приволжского военного округа - одного из самых крупных и многочисленных в России. Часть гарнизона размещена в окрестностях Самары в поселке Черноречье, построенном на средства, выделенные Германией для вывода Советских войск из этой страны. Сокращение численности вооруженных сил также создает потребности у значительного числа людей в получении образования.
Эти и ряд других социально-экономических особенностей Самарского региона, наряду с общими тенденциями в развитии образования, предопределяют в потенциале высокий уровень потребностей в дистанционных формах обучения.

Технический потенциал

Высокие технологии промышленности Самарского региона еще с советских времен предопределяли интенсивное использование новых информационных технологий. Концентрация компьютеров в офисах различных компаний, в государственных и муниципальных учреждениях, в научно-исследовательских организациях, в учебных заведениях и в домах граждан достаточно высока и превышает средний российский уровень.
В период второй мировой войны Самара была второй столицей государства, где работало правительство. После войны в Самаре располагается штаб одного из крупнейших в Советском Союзе и России военных округов. Самара является крупным железнодорожным узлом, связывающим центральную часть России с Уралом и Сибирью, Казахстаном и Средней Азией. Все это обусловило активное развитие средств связи Самары с Москвой и другими регионами России. Самара имеет высокоскоростные цифровые каналы связи (спутниковые, радиорелейные, оптоволоконные) с Москвой и другими регионами России, разветвленную оптоволоконную сеть внутри города.
Ведущие вузы Самары - Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ), Самарский государственный университет (СамГУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ) - имеют парк компьютеров, численность которых соответствует 8 (СГАУ), 10 (СамГУ), 12 (СамГТУ) студентов на один компьютер.
Главное управление образованием Самарской области с начала 90-х годов ведет активную работу по внедрению новых информационных технологий в учреждениях среднего образования. Значительные финансовые ресурсы из местного бюджета расходуются на централизованную закупку и поставку компьютеров в школы. Практически все школы Самары и Тольятти имеют хотя бы один компьютерный класс. Реализация в 2001 году президентской программы компьютеризации сельских школ позволит увеличить парк компьютеров и в отдаленных районах области.
Практически все высшие учебные заведения имеют выход в Интернет. Активно ведется работа по подключению к Интернет учебных заведений среднего образования. Несколько десятков школ Самары уже имеют выход в Интернет. Муниципальные власти Тольятти при поддержке фонда Сороса в 2001 году завершают программу подключения к Интернет всех (порядка 100) школ города [3].
Услуги Интернет предоставляют в Самаре около двух десятков сервис-провайдеров. Крупнейшие из них - СГАУ и СамГУ - создали и развивают Самарский сегмент Российской национальной научно-образовательной компьютерной сети. Каждый из них имеет канал связи с Москвой в несколько мегабит и обеспечивает выход в Интернет по выделенным линиям нескольких сотен локальных компьютерных сетей различных научно-образовательных организаций и нескольких тысяч компьютеров по коммутируемым линиям, большинство из которых - домашние компьютеры преподавателей, школьников и студентов.
Несколько десятков учебных заведений Самары поддерживают работу собственных www- и ftp-серверов, а СГАУ и СамГУ имеют в своих локальных сетях по несколько (5-7) www- серверов.
Большинство предприятий Самарского региона имеют развитые локальные компьютерные сети, в работе которых используются технологии Интернет/интранет. Так, компьютерная сеть АвтоВАЗа насчитывает более 1000 современных компьютеров.
При поддержке различных фондов (Сороса, Госдепартамента США, корпорации Юкос и др.) в области создано полтора десятка компьютерных классов открытого доступа к Интернет.
Многие самарские семьи, в которых есть школьники или студенты, либо уже имеют компьютеры дома, либо планируют их приобрести. Так, анкетирование студентов первого и второго курсов СГАУ показало, что более 50% из них имеют компьютеры дома. На повестке дня сегодня - массовое подключение домашних компьютеров к Интернет.

Социо-культурные предпосылки
Широкое внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебных заведениях, в офисах, на предприятиях, в домах граждан создали предпосылки для достижения многими гражданами Самарского региона достаточно высокого уровня психологической и технологической готовности к потреблению услуг ОДО на основе новых информационных технологий. Этому способствует также высокий уровень технической культуры, сформированный у значительной части населения области, связанной с высокотехнологичными отраслями промышленности.
Особенно это характерно для молодых людей: школьников, студентов, молодых специалистов. Как показывают результаты анкетирования студентов и школьников, учебные занятия, проводимые с использованием информационных технологий, существенно повышают интерес не только к процессу обучения, но и к содержанию изучаемой дисциплины [4].

Целевые группы потенциальных потребителей услуг системы ОДО

Школьники старших классов (10-11кл.), готовящиеся к поступлению в вуз. При каждом вузе существуют различные платные курсы подготовки абитуриентов: краткосрочные и долгосрочные. Они обычно учитывают специфику вуза и обеспечивают дополнительную подготовку школьников по профильным для вуза дисциплинам. Для иногородних студентов используются заочные формы обучения. Это многочисленная (порядка 10 тыс. человек ежегодно) и платежеспособная целевая группа, при учебной работе с которой вполне можно применять современные дистанционные формы обучения. Уже начата такая работа в СГАУ, СамГТУ. Уровень психологической и технологической готовности этой группы к ОДО можно оценить как достаточно высокий.

Студенты иногородних филиалов Самарских университетов. Ряд университетов г. Самары имеет филиалы в других городах, районных центрах области и даже за ее пределами (в Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Ульяновске и др.). Организация учебного процесса в этих филиалах в существенной мере ориентирована на выездную работу самарских преподавателей. Это неэффективно, к тому же многие преподаватели с высокой квалификацией нередко отказываются от выездной работы. Выход здесь видится один - использование дистанционных форм обучения. Численность этой целевой группы - порядка тысячи человек.

Военнослужащие, желающие получить гражданскую специальность. Их можно разделить на две категории: первая - это военнослужащие, проходящие срочную службу (два года); вторая - это офицеры и прапорщики, увольняемые по собственному желанию, по состоянию здоровья и в ходе сокращения численности армии. К этой же категории можно отнести и военных пенсионеров, многих из которых увольняют из армии во вполне дееспособном возрасте (40-50 лет). Первую категорию военнослужащих в России пока не принято готовить, как это практикуется, например, в США, к работе "на гражданке". Но это направление, безусловно, перспективно для ОДО. Финансироваться оно должно государством. Вторая категория военнослужащих традиционна для системы переподготовки кадров, может частично или полностью оплачивать обучение. Учитывая многочисленный воинский контингент, размещенный в Самарском регионе, наличие военного городка в Черноречье, можно оценить численность этой группы в несколько сотен человек ежегодно, а уровень психологической и технологической готовности к ОДО как достаточно высокий.

Лица, желающие получить второе высшее образование. В связи с конверсией военно-промышленного комплекса и существенным сокращением численности его предприятий многие инженерно-технические работники вынуждены были сменить профиль работы, что повлекло за собой потребность в получении дополнительного образования, особенно в сферах экономики, менеджмента, права. Эта целевая группа в большинстве своем имеет временную или постоянную работу и очень перспективна для ОДО. Оплачивать обучение они могут сами, либо это делают их работодатели. Численность этой группы можно оценить в несколько сотен человек, а психологический и технологический уровень готовности к ОДО как достаточно высокий.

Лица, желающие ликвидировать пробелы в знаниях, особенно в сфере экономики, менеджмента, права, новых информационных технологий. Эта группа обучаемых многочисленна (порядка тысячи и даже более человек ежегодно), включает различные категории работников, вполне платежеспособна (предприятия и организации также заинтересованы в такой учебе и могут ее оплачивать) и очень перспективна для ОДО. Психологический и технологический уровень готовности к ОДО можно оценить как достаточно высокий.

Работники крупных предприятий, потребности в обучении которых возникают в связи с ротацией кадров, повышением квалификации, переходом на новые технологиии. Учебные центры таких крупных корпораций как АО АвтоВАЗ, Юкос, Лукойл и др. уже не справляются со своими задачами, используя традиционные формы обучения. Переход на дистанционные формы учебного процесса в ближайшие годы здесь просто неизбежен [5], причем численность этой целевой группы можно оценить в несколько десятков тысяч человек. Для специалистов-экспертов системы ОДО - это весьма перспективное направление реализации накопленных знаний и опыта.

Менеджеры и преподаватели учебных заведений. Они выделены в отдельную группу в связи с особой важностью для самой системы ОДО. Эта целевая группа нуждается в повышении квалификации в сфере применения новых информационных технологий в учебном процессе, в том числе и в его дистанционных формах. Численность этой группы можно оценить в тысячу человек ежегодно, а психологический и технологический уровень готовности к ОДО как средний. С точки зрения платежеспособности здесь целесообразно ориентироваться не на личные средства, а на государственную и муниципальную поддержку.

Молодые люди, желающие получить или продолжить образование в столичных или зарубежных университетах. Эта целевая группа психологически и технологически имеет очень высокий уровень готовности к ОДО. Учитывая, что ОДО дешевле традиционного обучения примерно в два раза, можно оценить платежеспособную численность в несколько десятков или даже сотен человек.

Лица, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы. Это относительно небольшая группа обучаемых (несколько десятков человек), многие из которых не имеют возможности получить образование кроме как дистанционно. Технологический уровень готовности в большинстве случаев можно оценить как очень низкий, практически нулевой. В финансовом плане здесь целесообразно ориентироваться на поддержку государства, муниципальных органов власти, благотворительность.

Лица, совершившие правонарушения и изолированные от общества. В Самарском регионе находится ряд исправительно-трудовых колоний, в которых содержатся более десяти тысяч заключенных. Это в потенциале многочисленная группа для ОДО. Однако, учитывая низкую психологическую и технологическую готовность к ОДО, можно оценить численность обучаемых на начальном этапе в несколько десятков человек. Развитие и пропаганда этой работы при финансовой и организационной поддержке государственных и муниципальных органов власти поможет увеличить это число до нескольких тысяч. Первые эксперименты в этом направлении уже ведутся [6].

Русскоязычное население в Казахстане и Средней Азии. Учитывая интенсивную эмиграцию русскоязычного населения из этих регионов, предполагаемая численность этой группы может быть оценена в несколько десятков человек ежегодно. Финансирование этой учебы может осуществляться частично из федерального бюджета России, частично самими обучаемыми. Психологическую готовность к ОДО можно оценить как высокую, технологическую - как низкую.

Предложения на Самарском рынке ОДО
Многие учебные заведения региона ныне декларируют предоставление дистанционных образовательных услуг. Однако реально дистанционные технологии обучения в массовом масштабе реализуют пока лишь три учебных заведения:

  • Самарский филиал Современного гуманитарного института (СФ СГИ), использующий телевизионные и кейс-технологии своего московского партнера. Количество студентов, обучающихся в СФ СГИ, составляет несколько тысяч человек;
  • Самарский институт делового образования (СИДО), являющийся региональным центром Международного института менеджмента (МИМ ЛИНК) и использующий кейс-технологии Открытого университета Великобритании;
  • Некоммерческое партнерство "Самарская образовательная корпорация 21 век", реализующая кейс- и частично Интернет-технологии своего "старшего" партнера - Московского государственного университета экономики, статистики и информации (МЭСИ).

Научно-методический потенциал
Наличие в Самаре большого количества вузов, научно-исследовательских организаций, институтов Российской академии наук создает предпосылки для наполнения компьютерных сетей высококачественной информацией учебного назначения.
В Самарской области в качестве регионального компонента среднего образования введена новая для России учебная дисциплина "Информационная культура", на преподавание которой тратится один час в неделю в каждом из 11 классов средней школы. Для поддержки этой дисциплины разработано необходимое учебно-методическое и программно-информационное обеспечение.
Активно развиваются и информационные технологии обучения. Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ) является одним из ведущих центров России в сфере информационных технологий обучения. Разработанная в ЦНИТ СГАУ технология КАДИС (Комплексы Автоматизированных Дидактических Средств) широко известна и используется в ряде учебных заведений Самары и других регионов России [7]. По этой технологии подготовлено несколько десятков мультимедийных учебных комплексов по различным учебным дисциплинам, которые используются не только в традиционных, но в дистанционных формах обучения (см. http://cnit.ssau.ru). Можно отметить также опыт ЦНИТ СГАУ в сфере использования перспективных Интернет-технологий (офф- и он-лайновых электронных учебников, аудио- и видеоконференций и т.п.) по тиражированию открытых образовательных ресурсов, подготовке преподавателей-тьюторов для ОДО и экспорту образовательных услуг [8, 9].
Однако научно-методический потенциал научных и образовательных учреждений региона остается, за редкими исключениями, пока нереализованным в сфере ОДО. Здесь две основных причины - необходимость больших первоначальных инвестиций разработку учебно-методического обеспечения ОДО и неготовность большинства менеджеров и преподавателей учебных заведений к использованию современных технологий дистанционного обучения.

Проект Делфи в Самарском регионе
Четвертый компонент проекта Делфи реализуется в Самарской области с середины 1999 года в трех следующих направлениях:

  • подготовка специалистов-экспертов в сфере менеджмента, методического и программно-информационного обеспечения ОДО;
  • разработка комплексов учебно-методических материалов для двух дистанционных курсов (курса по методам и технологиям поддержки управленческой деятельности на предприятиях и курса по информационным технологиям ОДО для менеджеров и преподавателей учебных заведений);
  • создание регионального ресурсного центра Тасис Делфи по разработке учебно-методического обеспечения ОДО, подготовке и переподготовке специалистов в этой сфере.

Таким образом, поддержка Тасис Делфи сосредоточена на самых ключевых направлениях развития ОДО в регионе [10]. В проекте участвуют три ведущих университета Самары: СГАУ, СамГТУ, СамГУ. Четвертый участник проекта - Самарский лицей информационных технологий (СамЛИТ) входит в число региональных лидеров системы среднего образования по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс. Его участие в проекте Делфи является отличительной особенностью Самарского региона и позволяет с опережением по отношению к Президентской и Федеральной программам компьютеризации школ (2001-2006 гг.) адаптировать опыт ОДО для условий среднего образования, подготовить специалистов-экспертов и тьюторов для широкого тиражирования этого опыта.
За два года выполнения проекта Делфи сформировалась региональная команда высококвалифицированных специалистов-экспертов из 11 человек (представителей СГАУ, СамГТУ, СамГУ, СамЛИТ), которые, помимо общей деятельности по проекту Делфи, ведут соответствующую работу и являются "центрами кристаллизации" системы ОДО в своих учебных заведениях, участвуют в разработке учебно-методического обеспечения ОДО по заказам межвузовских научно-методических программ Министерства образования РФ (4 проекта в 2000 г., 6 проектов в 2001 г.), оказывают учебно-консалтинговые услуги региональным органам управления образованием, учебным заведениям и предприятиям.
Учебно-методическое обеспечение двух дистанционных курсов, подготовленных в регионе по проекту, прошло опытную эксплуатацию при обучении 150 человек - студентов, специалистов предприятий, менеджеров и преподавателей учебных заведений.
Самарский региональный центр ОДО создается на базе трех учебных заведений: СамГТУ, (класс компьютерного тренинга и web-мастерская), СГАУ (мультимедиа-студия), СамЛИТ (отдел учебно-консалтинговых услуг для системы среднего образования). Помощь Тасис Делфи в его организации и оснащении позволит развернуть более активную работу по разработке и тиражированию учебно-методического обеспечения ОДО, подготовке и повышению квалификации менеджеров, специалистов-разработчиков и тьюторов региональной системы ОДО.

Выводы
1. Самарская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. Концентрация высокотехнологичных промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, активное реформирование экономики, благоприятные экономические и социальные условия способствуют высокому и устойчивому уровню спроса на образовательные (в том числе и дистанционные) услуги. Общее количество потенциальных потребителей услуг системы ОДО из различных целевых групп можно приблизительно оценить в несколько десятков (30-50) тысяч человек ежегодно.
2. Технологический потенциал региона (большое количество компьютеров в офисах, на предприятиях, в учебных заведениях, в квартирах граждан, широкое распространение технологий Интернет/интранет, цифровые линии связи) позволяет ориентироваться в региональной системе ОДО на существенное применение новых информационных технологий обучения (интерактивных мультимедиа обучающих программ, web-технологий, видеоконференцсвязи, электронной почты и т.п.).
3. Высокий уровень развития научных и научно-методических исследований в регионе, большое количество высококвалифицированных ученых и специалистов, прежде всего в естественно-научных и технических отраслях знаний, создают хорошие предпосылки для интенсивного наполнения информационно-образовательной среды региональной системы ОДО высококачественным учебно-методическим обеспечением.
4. Высокая потребность на дистанционные образовательные услуги удовлетворяется в регионе лишь в малой степени в силу двух основных факторов:

  • несформированности региональной базы учебно-методического обеспечения системы ОДО;
  • неготовности большинства менеджеров и преподавателей учебных заведений к использованию современных технологий ОДО.

5. Основные усилия проекта Делфи в Самарской области были сконцентрированы на указанных выше ключевых проблемах региональной системы ОДО, что позволило:
  • подготовить команду из 11 высококвалифицированных специалистов-экспертов в сфере ОДО из ведущих учебных заведений (СГАУ, СамГТУ, СамГУ, СамЛИТ), которые занимаются активной работой в регионе по тиражированию накопленных знаний и опыта;
  • раработать учебно-методическое обеспечение по двум дистанционным курсам и апробировать его при обучении 150 человек (студентов, специалистов предприятий, менеджеров и преподавателей учебных заведений);
  • помочь в организации, техническом оснащении и формировании учебно-методического обеспечения Регионального ресурсного центра ОДО, создаваемого на базе СамГТУ, СГАУ, СамЛИТ.

Литература

  1. Соловов А.В. Мифы и реалии дистанционного обучения// Высшее образование в России, 2000, N 3. - с. 116-120.
  2. Самарская область. 1999 год. Официальный справочник. - Самара, 2000.
  3. Ефросинин В.В. Создание условий для применения информационных технологий в системе образования города Тольятти// Развитие новых технологий в системе образования РФ: Материалы Международной научно-практической конференции (Россия, Самара, 26-27 мая 2000 г.). - Самара: изд. "Парус", 2000. - с. 67-68.
  4. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий обучения// Высшее образование в России, 1997, N 4. - с. 100-107.
  5. Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Соловов А.В. Новые информационные технологии в системе качества АО АвтоВАЗ// Стандарты и качество, 1997, N 12. - с. 40-43.
  6. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Волова Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. - Самара,2000.
  7. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке// Высшее образование в России, 1995, N 2. - с. 31-36С.
  8. Соловов А.В. Об опыте очно-дистанционной подготовки преподавателей-тьюторов по курсу "Интернет в образовании"// Развитие новых технологий в системе образования РФ: Материалы Международной научно-практической конференции (Россия, Самара, 26-27 мая 2000 г.). - Самара: изд. "Парус", 2000. - с. 90-92
  9. Соловов А.В. Экспорт дистанционных образовательных услуг// Высшее образование в России, 1999, N 3. - с. 120-121.
  10. Маляров А.Н., Чертков Б.З., Соловов А.В., Лебедев Н.И. О реализации программы Тасис Делфи в Самарском регионе// Развитие новых технологий в системе образования РФ: Материалы Международной научно-практической конференции (Россия, Самара, 26-27 мая 2000 г.). - Самара: изд. "Парус", 2000. - с. 105-106.