1.8. Вопросы для тренинга и самоконтроля
Проверьте себя, отвечая письменно или устно на сформулированные ниже вопросы. Лишь после этого заглядывайте в комментарий. Если необходимо обращайтесь к теории (см. оглавление).
1. Какими геометрическими параметрами характеризуются внешние формы фюзеляжа самолета?
Комментарий 1
Внешние формы фюзеляжа характеризуются:
длиной фюзеляжа,
длиной носовой части фюзеляжа,
длиной хвостовой части фюзеляжа,
диаметром фюзеляжа,
удлинением фюзеляжа,
удлинение носовой части фюзеляжа,
удлинение хвостовой части фюзеляжа,
площадью и формой миделевого сечения.
2. Какие нагрузки действуют на фюзеляж самолета?
Комментарий 2
В полете и при посадке самолета на фюзеляж действуют:
- сосредоточенные силы от присоединенных к нему агрегатов;
- массовые инерционные силы грузов и оборудования, размещенных в фюзеляже, а также инерционные силы от собственной массы фюзеляжа;
- аэродинамические силы, распределенные по поверхности фюзеляжа;
- силы избыточного внутреннего давления в гермоотсеках фюзеляжа.
3. Каковы разновидности силовых схем балочных фюзеляжей?
Комментарий 3
Различают три типа балочных фюзеляжей:
- балочно-лонжеронный,
- балочно-стрингерный,
- балочно-обшивочный.
4. Какие нагрузки воспринимает обшивка в балочно-стрингерном фюзеляже?
Комментарий 4
Обшивка балочно-стрингерного фюзеляжа воспринимает перерезывающую силу, крутящий момент, а также участвует в восприятии изгибающего момента фюзеляжа. Перерезывающая сила и крутящий момент вызывают в обшивке поток касательных усилий, а изгибающий момент уравновешивается осевыми усилиями в обшивке. Избыточное давление в гермоотсеках загружает обшивку растягивающими, а в плоских панелях и изгибными напряжениями.
5. Чем воспринимается изгибающий момент в балочно-стрингерном фюзеляже?
Комментарий 5
В балочно-стрингерном фюзеляже изгибающий момент воспринимается осевыми усилиями растяжения-сжатия в стрингерах и обшивке.
Характер изменения нормальных напряжений по периметру фюзеляжа соответствует закону плоских сечений.
6. Какой тип стыка используется для стыковки отсеков балочно-лонжеронного фюзеляжа?
Комментарий 6
Для стыковки отсеков балочно-лонжеронного фюзеляжа применяется точечный стык с расположением стыковых узлов по лонжеронам.
7. Какой тип стыка применяются для стыковки отсеков балочно-стрингерного фюзеляжа?
Комментарий 7
Отсеки балочно-стрингерных фюзеляжей стыкуются контурным стыком с расположением стыковых узлов по всему периметру обшивки и с обязательной стыковкой всех стрингеров.
8. Каков принцип наиболее рационального уравновешивания изгибающих моментов крыла в стыке его с фюзеляжем?
Комментарий 8
Достаточно простым и выгодным по массе конструкции является уравновешивание изгибающих моментов левой и правой консолей крыла на центроплане, пропущенном через фюзеляж. Силовая схема центроплана должна соответствовать силовой схеме консолей крыла.
9. Каким образом обеспечивается передача с крыла на фюзеляж перерезывающей силы и крутящего момента крыла?
Комментарий 9
Перерезывающая сила и крутящий момент крыла передаются на силовые шпангоуты фюзеляжа, с которыми обеспечивается стыковка всех продольных стенок крыла и его бортовых нервюр. Часть крутящего момента может передаваться через стык обшивок крыла и фюзеляжа.
10. Каковы особенности стыковки киля к фюзеляжу?
Комментарий 10
Изгибающий момент каждого лонжерона киля передается на силовые шпангоуты рамной или стеночной конструкции. Стреловидный лонжерон может стыковаться с наклонным силовым шпангоутом. В случае излома в стыке лонжерона c силовым шпангоутом обязательна постановка бортовой усиленной нервюры на киле или балки на фюзеляже. Возможна "мачтовая" заделка лонжерона киля в двух точках, разнесенных по высоте фюзеляжа.
11. Какова принципиальная силовая схема окантовки вырезов фюзеляжа?
Комментарий 11
По контуру выреза создается жесткая силовая рама или в виде монолитной конструкции, или установкой по границам выреза силовых шпангоутов и усиленных продольных элементов - лонжеронов, бимсов.
12. Каковы рациональные внешние формы герметичных отсеков фюзеляжа?
Комментарий 12
Наиболее рациональны сферические и цилиндрические оболочки или их сочетание.