1.8. Вопросы для тренинга и самоконтроля

Проверьте себя, отвечая письменно или устно на сформулированные ниже вопросы. Лишь после этого заглядывайте в комментарий. Если необходимо обращайтесь к теории (см. оглавление).

1. Какими геометрическими параметрами характеризуются внешние формы фюзеляжа самолета?
Комментарий 1

Внешние формы фюзеляжа характеризуются:

  • длиной фюзеляжа,
  • длиной носовой части фюзеляжа,
  • длиной хвостовой части фюзеляжа,
  • диаметром фюзеляжа,
  • удлинением фюзеляжа,
  • удлинение носовой части фюзеляжа,
  • удлинение хвостовой части фюзеляжа,
  • площадью и формой миделевого сечения.

    2. Какие нагрузки действуют на фюзеляж самолета?
    Комментарий 2

    В полете и при посадке самолета на фюзеляж действуют:
    - сосредоточенные силы от присоединенных к нему агрегатов;
    - массовые инерционные силы грузов и оборудования, размещенных в фюзеляже, а также инерционные силы от собственной массы фюзеляжа;
    - аэродинамические силы, распределенные по поверхности фюзеляжа;
    - силы избыточного внутреннего давления в гермоотсеках фюзеляжа.

    3. Каковы разновидности силовых схем балочных фюзеляжей?
    Комментарий 3

    Различают три типа балочных фюзеляжей:
    - балочно-лонжеронный,
    - балочно-стрингерный,
    - балочно-обшивочный.

    4. Какие нагрузки воспринимает обшивка в балочно-стрингерном фюзеляже?
    Комментарий 4

    Обшивка балочно-стрингерного фюзеляжа воспринимает перерезывающую силу, крутящий момент, а также участвует в восприятии изгибающего момента фюзеляжа. Перерезывающая сила и крутящий момент вызывают в обшивке поток касательных усилий, а изгибающий момент уравновешивается осевыми усилиями в обшивке. Избыточное давление в гермоотсеках загружает обшивку растягивающими, а в плоских панелях и изгибными напряжениями.

    5. Чем воспринимается изгибающий момент в балочно-стрингерном фюзеляже?
    Комментарий 5

    В балочно-стрингерном фюзеляже изгибающий момент воспринимается осевыми усилиями растяжения-сжатия в стрингерах и обшивке.
    Характер изменения нормальных напряжений по периметру фюзеляжа соответствует закону плоских сечений.

    6. Какой тип стыка используется для стыковки отсеков балочно-лонжеронного фюзеляжа?
    Комментарий 6

    Для стыковки отсеков балочно-лонжеронного фюзеляжа применяется точечный стык с расположением стыковых узлов по лонжеронам.

    7. Какой тип стыка применяются для стыковки отсеков балочно-стрингерного фюзеляжа?
    Комментарий 7

    Отсеки балочно-стрингерных фюзеляжей стыкуются контурным стыком с расположением стыковых узлов по всему периметру обшивки и с обязательной стыковкой всех стрингеров.

    8. Каков принцип наиболее рационального уравновешивания изгибающих моментов крыла в стыке его с фюзеляжем?
    Комментарий 8

    Достаточно простым и выгодным по массе конструкции является уравновешивание изгибающих моментов левой и правой консолей крыла на центроплане, пропущенном через фюзеляж. Силовая схема центроплана должна соответствовать силовой схеме консолей крыла.

    9. Каким образом обеспечивается передача с крыла на фюзеляж перерезывающей силы и крутящего момента крыла?
    Комментарий 9

    Перерезывающая сила и крутящий момент крыла передаются на силовые шпангоуты фюзеляжа, с которыми обеспечивается стыковка всех продольных стенок крыла и его бортовых нервюр. Часть крутящего момента может передаваться через стык обшивок крыла и фюзеляжа.

    10. Каковы особенности стыковки киля к фюзеляжу?
    Комментарий 10

    Изгибающий момент каждого лонжерона киля передается на силовые шпангоуты рамной или стеночной конструкции. Стреловидный лонжерон может стыковаться с наклонным силовым шпангоутом. В случае излома в стыке лонжерона c силовым шпангоутом обязательна постановка бортовой усиленной нервюры на киле или балки на фюзеляже. Возможна "мачтовая" заделка лонжерона киля в двух точках, разнесенных по высоте фюзеляжа.

    11. Какова принципиальная силовая схема окантовки вырезов фюзеляжа?
    Комментарий 11

    По контуру выреза создается жесткая силовая рама или в виде монолитной конструкции, или установкой по границам выреза силовых шпангоутов и усиленных продольных элементов - лонжеронов, бимсов.

    12. Каковы рациональные внешние формы герметичных отсеков фюзеляжа?
    Комментарий 12

    Наиболее рациональны сферические и цилиндрические оболочки или их сочетание.