2.3. Этапы разработки проекта
Реализация метода проектов осуществляется в несколько этапов.

I. Проблемно-целевой этап
Прежде чем, начнется работа над проектом, научный руководитель проекта совместно с консультантом-преподавателем НИТ должны ответить на ряд следующих вопросов.

То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: как можно полнее учесть интересы школьников, как можно ближе подойти к волнующим их проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

Пример
В нашем случае это презентационная компьютерная программа "Виртуальный лицей", которая представляет собой виртуальное путешествие по Самарскому лицею информационных технологий. В роли пользователя этого программного продукта, в данном случае, может быть любой, заинтересованный в получении информации о деятельности данного учебного заведения, специфике организации его учебно-воспитательного процесса, тех возможностях, которые предоставляются здесь каждому обучающемуся и работающему, человек. Это может быть родитель, желающий определить свое чадо в престижное учебное заведение; абитуриент-учащийся второй и третьей ступени школьного образования, выбирающий место дальнейшего обучения; чиновник, живо интересующий происходящим в подведомственных ему учебных заведениях; представители сторонних организаций, ищущие партнеров для взаимовыгодного сотрудничества и т.д.

Поскольку выполненная работа будет являться своеобразной визитной карточкой лицея, в состав проектной бригады должны входить учащиеся, прежде всего воспринимающие и принимающие как свою собственную идею научного руководителя, способные творчески и с большой долей ответственности подходить к решению поставленных задач, увлеченные компьютерным миром, давно избравшие информационные технологии приоритетной зоной своих личных интересов. К тому же это должны быть учащиеся, имеющие глубокие и прочные знания по информатике и программированию, хорошо осваивающие НИТ, умеющие самостоятельно добывать необходимые знания. Что еще немаловажно, они должны иметь опыт сотрудничества и совместной работы, так как выполнить проект необходимо было в сжатые сроки и времени на "притирку" характеров, самоутвержение в глазах товарищей и установление лидерства в этом ученическом мини-коллективе уже не оставалось.

II. Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением технического задания (см. прил.). Пример Обращаясь к нашему примеру, можно представить следующие пояснения. Отбор содержания и примерный объем проекта напрямую связаны с назначением проекта. Поскольку в наши планы входило не только дать пользователю компьютерной программы "Виртуальный лицей" наиболее полную и разнообразно представленную информацию о СамЛИТ, но и сделать это в интересной, увлекательной форме виртуального путешествия, то возникла необходимость включить в программу:

Чтобы сделать путешествие полностью управляемым пользователем, необходимо было оснастить программу удобным интерфейсом и профессионально выполненной помощью, системой подсказок и справок. Кроме того, предполагалось создать иллюзию путешествия - "хождения" по всем этажам лицея с возможностью заглянуть в каждый кабинет и поработать в нем. Стало ясно, что для воплощения задуманного потребуется записывать CD ROM.

III. Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. "Лиха беда - начало", - гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Вроде бы все оговорено, задача каждого определена и осознана, но зачастую не хватает духу (знаний, навыков, времени, самостоятельности) начать. Несмотря на то, что ваш воспитанник выше вас ростом и выглядит почти как студент-второкурсник, он всего лишь школьник, который привык к опеке учителей, их конечной ответственности за все, что происходит в школе. Этого, к сожалению, порой никак не могут понять некоторые научные руководители наших лицеистов из числа преподавателей вузов, тщетно ожидая чрезмерного рвения со стороны своих воспитанников на начальной стадии работы над проектом и напрасно теряя драгоценное время. На долю научного руководителя при организации курсового проектирования в школе выпадает не только роль человека, способного грамотно сформулировать задачу, определить функции каждого, но еще и выступить в роли идейного вдохновителя и организатора будущих побед учащегося. Дело научного руководителя - помочь ученику приступить к практической реализации проекта. Зачастую для этого необходимо не только тщательно спланировать собственные учебные занятия, снабдить учащихся дополнительной литературой и всем необходимым, но и договориться о консультации с преподавателем ИТ - научным консультантом проекта. Зато, как только вы выдали своим подопечным первую порцию отобранного материала и убедились, что она пошла в дело, можно считать, что началась практическая работа над проектом. То, что раньше было вашей навязчивой идеей, периодически проявляющейся яркими, но недостаточно выразительными пятнами в творческом воображении, поэлементно отражающейся в карандашных зарисовках всех членов проектной бригады, наконец-то стало явственно проступать на экране монитора. Жизнь будущей программы уже началась! Можно критиковать дизайн представленных схематических изображений, спорить о соответствии музыкального фона характеру движения, рассматривать цветовую гамму диаграмм создаваемой базы данных, восхищаться удачно подобранным морфингом, обращать внимание на "читабельность" шрифтов, одним словом, можно действовать!

IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе осуществляется просмотр бета-версии создаваемой программы, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация. Здесь первая задача научного руководителя - организовать процесс выявления недостатков, поиски так называемых "глюков" с последующим превращением их участниками проекта в распознаваемые и своевременно устраненные ошибки. Для этого необходимо самому протестировать созданный программный продукт вдоль и поперек, после чего отдать его для ознакомления своим коллегам, друзьям и знакомым, желательно (в целях чистоты эксперимента) не настолько увлеченных программированием, чтобы иметь на своих ПК инсталляцию и библиотеки тех программных продуктов, которые использовались при создании проекта. Оптимальный вариант - выбрать для инсталляции и запуска созданной программы компьютер, на котором имеется только стандартный вариант установки Windows'95(98). Если в Вашем проекте содержится контролирующая программа с ведением статистики, то необходимо обратить особое внимание на процесс сохранения и обновления учетных записей. Обучающемуся потребуется ваша помощь при написании пояснительной записки, при оформлении технической документации к проекту. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с предъявляемыми требованиями к данным видам работ, оценить содержание и внешний вид представляемого описания.

V. Этап презентации - публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита курсовой работы участниками проекта на экзамене по соответствующему спецкурсу во время экзаменационной сессии, готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу и ее описание, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.