1.10. Крылья с изменяемой в полете стреловидностью
Для многоцелевых самолетов с широким диапазоном скоростей и высот полета обеспечить высокие летные характеристики на всех режимах, включая взлет и посадку, можно путем изменения стреловидности крыла в полете. С этой целью консольная часть крыла шарнирно крепится к центроплану и снабжается специальным приводом. Механизм отклонения синхронно поворачивает левое и правое крыло на одинаковые углы. Летчик в полете устанавливает угол стреловидности, обеспечивающий оптимальные летные характеристики на данном режиме полета.
На первой схеме показана конструкция поворотного узла крыла с подшипником, установленным в горизонтальных проушинах консоли и центроплана. Изгибающий и крутящий моменты поворотной части крыла в виде пары сил передаются с проушин консоли на проушины центроплана через тефлоновые прокладки, выполняющие функции подшипника скольжения. На поворотной части крыла могут устанавливаться элероны и закрылки. Из-за малой эффективности элеронов на больших углах стреловидности от них иногда отказываются, занимая всю заднюю кромку консоли закрылками. Роль элеронов в этом случае выполняет дифференциально отклоняемое цельноповоротное горизонтальное оперение. На передней кромке поворотного крыла обычно устанавливается поворотный носок.
Еще одна конструкция крыла изменяемой стреловидности показана на второй схеме: