1.5. Общие сведения о системе управления
Системы управления самолетом можно подразделить на:
- основную систему управления, предназначенную, главным образом, для изменения траекторий движения самолета, его балансировки и стабилизации на задаваемых режимах полета;
- дополнительные системы управления, предназначенные для управления двигателями, шасси, закрылками, тормозными щитками, воздухозаборниками, реактивным соплом и др.
 |
|
|
Кабина пилотов |
|
Механизация в посадочной конфигурации |
Ниже для упрощения изложения термин "Система управления самолетом" будем относить только к основной системе управления.
Система управления современным самолетом представляет собой совокупность электронно-вычислительных, электрических, гидравлических и механических устройств, обеспечивающих решение следующих задач:
- пилотирования самолета (изменение траекторий полета) летчиком в неавтоматическом и полуавтоматическом режимах;
- автоматического управления самолетом на режимах и этапах полета, предусмотренных ТТТ;
- создания достаточной мощности для отклонения органов управления;
- реализации на самолете необходимых (заданных) характеристик устойчивости и управляемости самолета;
- стабилизации установленных режимов полета;
- повышения безопасности полета путем своевременного оповещения экипажа о подходе к опасным (по скорости, высоте, перегрузкам, углам атаки, скольжения и крена и другим параметрам) режимам полета и выдачи команд на отклонение органов управления, препятствующих выходу на эти режимы;
Для изменения траектории движения самолета в полете нужно изменять действующие на него силы и моменты. Процесс изменения действующих на самолет сил и моментов, создаваемых отклонением в полете органов управления, называется процессом управления.
В зависимости от степени участия в процессе управления человека системы управления могут быть неавтоматическими, полуавтоматическими, автоматическими и комбинированными.