Виртуальный кабинет конструкции самолетов
Часть V
Оперение
1. Общие сведения
Оперением называются аэродинамические поверхности, обеспечивающие устойчивость, управляемость и балансировку самолета в полете. Оно состоит из горизонтального и вертикального оперения. К оперению обычно относят и элероны - органы поперечной управляемости и балансировки, которые рассматриваются в разделе «Крыло».
Основные требования к оперению:
- обеспечение высокой эффективности при минимальном лобовом сопротивлении и наименьшей массе конструкции,
- возможно меньшее затенение оперения другими частями самолета - крылом, фюзеляжем, гондолами двигателей, а также одной части оперения другой,
- отсутствие вибраций и колебаний типа флаттера и бафтинга,
- более позднее, чем на крыле, развитие волнового кризиса.