5.2.1. Стабилизатор
Имеет однолонжеронную схему с подкосной балкой.
Подкосная балка расположена перпендикулярно плоскости симметрии самолета и шарнирно закреплена на заднем лонжероне киля. Ось шарнира подкосной балки служит осью вращения стабилизатора при изменении его угла установки в полете (рис.5.01
).
Лонжерон стабилизатора опирается на концевой штырь подкосной балки , а в корневом сечении специальным узлом лонжерон связан с механизмом перестановки стабилизатора. Этот узел установлен в месте пересечения лонжерона с бортовой силовой нервюрой. Его проушины соединяются с подвижной муфтой винтового механизма подъемника. Перемещение этой муфты вверх или вниз изменяет угол установки стабилизатора (рис.5.02
).В хвостовой части стабилизатора установлена дополнительная стенка, на которой крепятся средний и концевой узлы навески руля высоты. Корневой узел руля закреплен на бортовой силовой нервюре (рис.5.03
). В носовой части стабилизатора расположена стенка, образующая камеру , в которую подается горячий воздух от двигателей для обогрева носка стабилизатора.
Из этой камеры воздух проходит по щелям между обшивкой и специально установленными дефлекторами в пространство между стенкой и лонжероном. Далее, двигаясь по размаху , воздух попадает в концевой обтекатель стабилизатора и через три отверстия в нервюре обтекателя выбрасывается в зазор между этой нервюрой и рулем высоты (рис.5.04
). Между лонжероном и задней стенкой обшивка подкреплена двумя (в концевой части - одним) разрезными стрингерами.
Поперечный набор стабилизатора состоит из 14 рядовых нервюр, установленных перпендикулярно оси лонжерона, бортовой силовой нервюры, установленной по потоку, и концевой нервюры, к которой на винтах крепится концевой обтекатель стабилизатора. Бортовые силовые нервюры в средней части разрезаны и болтами стыкуются с подкосной балкой стабилизатора. В местах установки узлов подвески руля высоты нервюры усилены поясами уголкового сечения (рис.5.05
).В хвостовой части стабилизатора расположена дополнительная стенка, замыкающая вырез под руль высоты. Стенка цельноштампованная швеллерного сечения сзади заклеена пенопластом, обеспечивающим минимальный зазор между стабилизатором и рулем. Крепление рядовых нервюр ко всем стенкам выполнено винтами на анкерных гайках.