5.2.1. Стабилизатор

Имеет однолонжеронную схему с подкосной балкой.

Подкосная балка расположена перпендикулярно плоскости симметрии самолета и шарнирно закреплена на заднем лонжероне киля. Ось шарнира подкосной балки служит осью вращения стабилизатора при изменении его угла установки в полете (рис.5.01

Подкосная балка
).

Лонжерон стабилизатора опирается на концевой штырь подкосной балки , а в корневом сечении специальным узлом лонжерон связан с механизмом перестановки стабилизатора. Этот узел установлен в месте пересечения лонжерона с бортовой силовой нервюрой. Его проушины соединяются с подвижной муфтой винтового механизма подъемника. Перемещение этой муфты вверх или вниз изменяет угол установки стабилизатора (рис.5.02

Механиз перестановки стабилизатора
).

В хвостовой части стабилизатора установлена дополнительная стенка, на которой крепятся средний и концевой узлы навески руля высоты. Корневой узел руля закреплен на бортовой силовой нервюре (рис.5.03

Корневой узел руля
). В носовой части стабилизатора расположена стенка, образующая камеру , в которую подается горячий воздух от двигателей для обогрева носка стабилизатора.

Из этой камеры воздух проходит по щелям между обшивкой и специально установленными дефлекторами в пространство между стенкой и лонжероном. Далее, двигаясь по размаху , воздух попадает в концевой обтекатель стабилизатора и через три отверстия в нервюре обтекателя выбрасывается в зазор между этой нервюрой и рулем высоты (рис.5.04

Отверстия в нервюре обтекателя
). Между лонжероном и задней стенкой обшивка подкреплена двумя (в концевой части - одним) разрезными стрингерами.

Стрингеры

Поперечный набор стабилизатора состоит из 14 рядовых нервюр, установленных перпендикулярно оси лонжерона, бортовой силовой нервюры, установленной по потоку, и концевой нервюры, к которой на винтах крепится концевой обтекатель стабилизатора. Бортовые силовые нервюры в средней части разрезаны и болтами стыкуются с подкосной балкой стабилизатора. В местах установки узлов подвески руля высоты нервюры усилены поясами уголкового сечения (рис.5.05

Усиленная нервюра
).

В хвостовой части стабилизатора расположена дополнительная стенка, замыкающая вырез под руль высоты. Стенка цельноштампованная швеллерного сечения сзади заклеена пенопластом, обеспечивающим минимальный зазор между стабилизатором и рулем. Крепление рядовых нервюр ко всем стенкам выполнено винтами на анкерных гайках.