5.4. Вопросы для тренинга и самоконтроля

Проверьте себя, отвечая письменно или устно на сформулированные ниже вопросы. Лишь после этого заглядывайте в комментарий. Если необходимо обращайтесь к теории (см. оглавление).

1. Схема размещения и силовая схема стабилизатора?
Комментарий 1

Стабилизатор установлен на киле и имеет однолонжеронную силовую схему с подкосной балкой.

2. Каков тип стабилизатора по назначению и способу его управления?
Комментарий 2

Стабилизатор подвижный с дополнительным приводом от винтового механизма. Используется для повышения эффективности продольного управления на взлете и посадке, а также обеспечивает балансировку самолета при нулевых усилиях на ручке управления рулем высоты.

3. Какова схема крепления подкосной балки стабилизатора?
Комментарий 3

Подкосная балка закреплена шарнирно на киле. Ось вращения подкосной балки является осью поворота стабилизатора при его перестановке.

4. Что расположено в носке стабилизатора перед его передней стенкой?
Комментарий 4

В носке стабилизатора находится камера для подачи горячего воздуха обогрева носка.

5. Чем подкреплена обшивка руля высоты в хвостовой его части за лонжероном?
Комментарий 5

Хвостовой отсек руля заполнен пенопластом, подкрепленным дюралевыми диафрагмами, которые крепятся к стенке лонжерона.

6. Как связаны между собой обе половины руля высоты?
Комментарий 6

Каждая половина руля высоты подвешена шарнирно на своей половине стабилизатора и отклоняется своей тягой управления. Эти тяги присоединяются к центральной качалке, которая и обеспечивает синхронное отклонение обеих половин руля.

7. Почему отсутствует триммер на руле высоты?
Комментарий 7

Балансировка самолета в полете обеспечивается перестановкой стабилизатора с помощью дополнительного привода при нейтральном положении руля высоты и отсутствии балансировочных усилий на ручке управления.

8. Какова силовая схема киля?
Комментарий 8

Киль имеет лонжеронную силовую схему с двумя лонжеронами.

9. Принципиальная схема крепления киля к фюзеляжу?
Комментарий 9

Оба лонжерона киля подходят к фюзеляжу под большими углами стреловидности.
Передний лонжерон киля крепится моментным узлом к переднему силовому шпангоуту фюзеляжа.
Бортовая нервюра киля усилена и связана с этим стыковым узлом. Задний лонжерон киля крепится к фюзеляжу по «мачтовой» схеме. Лонжерон проходит внутрь фюзеляжа и заканчивается штырем, который опирается на поперечную балку среднего силового шпангоута. В месте пересечения лонжерона с верхней панелью фюзеляжа одним стыковым болтом обеспечивается связь стенки лонжерона с задним силовым шпангоутом.
Таким образом, все нагрузки с хвостового оперения передаются на три силовых шпангоута хвостовой части фюзеляжа

10. Каковы особенности конструкции лонжеронов киля?
Комментарий 10

Оба лонжерона сборной конструкции. Пояса переднего лонжерона - дюралевые, заднего лонжерона - из 30ХГСА. Стенки обоих лонжеронов - из дуралюмина.

11. Как связаны между собой верхняя и нижняя секции руля направления?
Комментарий 11

Обе секции руля соединены стальной трубой, жестко заделанной на каждой из них.

12. Особенности весовой балансировки рулей?
Комментарий 12

Весовые балансиры рулей выполнены в виде монолитных носков из стали, контур которых повторяет аэродинамический контур носка руля.