7.2.1. Стабилизатор
Стабилизатор имеет кессонную силовую схему с двумя лонжеронами.
Силовые панели кессона образованы обшивкой, подкрепленной тремя прессованными стрингерами корытообразного сечения, у которых в концевой части стабилизатора сечение уменьшается за счет фрезерования средней полки. В самом конце стабилизатора корытообразные профили переходят в прессованные уголки. В носке стабилизатора расположена дополнительная продольная стенка, к которой спереди винтами на анкерных гайках крепится лобовой обтекатель с дефлектором, образуя камеру противообледенительной системы.
Стабилизатор состоит из двух консольных частей, соединяемых между собой в плоскости симметрии самолета. По аналогии с крылом этого самолета стабилизатор имеет технологический разъем в плоскости хорд, который делит каждую консоль на четыре самостоятельные панели. В процессе сборки панели стыкуются между собой по размаху болтами по стенкам лонжеронов, передней стенке и по верхним поясам лонжеронов (рис.7.03
).Соединение консолей в плоскости симметрии самолета выполняется контурным стыком по силовым панелям и стенкам лонжеронов. Для этого на обшивке левых и правых силовых панелей снаружи установлены уголковые стыковые профили, соединенные с обшивкой и стрингерами панелей. Аналогичные стыковые профили поставлены и по стенкам лонжеронов. Стыковые профили обеих половин стабилизатора соединяются по контору кессона стальными болтами диаметром 10 мм. В плоскости стыка установлена силовая нервюра в виде дюралевой плиты толщиной 8 мм, которая стыковыми болтами половин стабилизатора связана с их замкнутым контуром.
В состыкованом виде стабилизатор устанавливается на подкилевой выступ фюзеляжа и крепится к нему в четырех точках, попарно расположенных на двух силовых шпангоутах хвостовой части фюзеляжа (рис.7.04
, рис.7.05 ). Стыковые узлы стабилизатора закреплены по два на стенках переднего и заднего лонжеронов. Кроме того, на стенке заднего лонжерона установлено два стыковых узла для крепления сверху заднего лонжерона киля. Все узлы стальные и разрезаны в плоскости хорд стабилизатора. В собранном виде они образуют гнезда, в которые вставляются цилиндрические вкладыши с проушинами под стыковые болты. Диаметр стыковых болтов стабилизатора - 12 мм, заднего лонжерона киля - 20 мм (рис.7.06 ).Поперечный набор стабилизатора состоит из нервюр, поставленных перпендикулярно оси заднего лонжерона. Нервюры разрезаны на верхнюю и нижнюю половины, которые между собой не соединяются. Нервюры штампуются из листа и имеют отбортовки для приклепывания к обшивке. В местах пересечения со стрингерами в нервюрах сделаны вырезы. Внутренние края нервюр вблизи плоскости хорд подкреплены поясами из прессованных уголков. Все пояса верхних и нижних половин нервюр по размаху в плоскости хорд связаны прессованными уголками, предотвращающими потерю устойчивости поясов в горизонтальной плоскости (рис.7.07
).По заднему лонжерону стабилизатора установлено по четыре узла навески руля высоты на каждой половине стабилизатора. Каждый узел состоит из кронштейна, закрепленного между двумя усиленными хвостиками нервюр, к которому болтом с вертикальной осью крепится серьга.
В серьгу вставлены подшипники подвески руля. Пятый торцевой узел подвески руля размещен в его корневой части и состоит из кронштейна с подшипниковой проушиной, который крепится к заднему стыковому узлу стабилизатора. К нему под углом в горизонтальной плоскости присоединен второй кронштейн, закрепленный на узле стыковки лонжерона киля. Этот узел воспринимает все инерционные нагрузки руля, направленные вдоль его оси подвески.