7.2.1. Стабилизатор

Стабилизатор имеет кессонную силовую схему с двумя лонжеронами.

Силовые панели кессона образованы обшивкой, подкрепленной тремя прессованными стрингерами корытообразного сечения, у которых в концевой части стабилизатора сечение уменьшается за счет фрезерования средней полки. В самом конце стабилизатора корытообразные профили переходят в прессованные уголки. В носке стабилизатора расположена дополнительная продольная стенка, к которой спереди винтами на анкерных гайках крепится лобовой обтекатель с дефлектором, образуя камеру противообледенительной системы.

Стабилизатор состоит из двух консольных частей, соединяемых между собой в плоскости симметрии самолета. По аналогии с крылом этого самолета стабилизатор имеет технологический разъем в плоскости хорд, который делит каждую консоль на четыре самостоятельные панели. В процессе сборки панели стыкуются между собой по размаху болтами по стенкам лонжеронов, передней стенке и по верхним поясам лонжеронов (рис.7.03

Стыковка панелей болтами
).

Соединение консолей в плоскости симметрии самолета выполняется контурным стыком по силовым панелям и стенкам лонжеронов. Для этого на обшивке левых и правых силовых панелей снаружи установлены уголковые стыковые профили, соединенные с обшивкой и стрингерами панелей. Аналогичные стыковые профили поставлены и по стенкам лонжеронов. Стыковые профили обеих половин стабилизатора соединяются по контору кессона стальными болтами диаметром 10 мм. В плоскости стыка установлена силовая нервюра в виде дюралевой плиты толщиной 8 мм, которая стыковыми болтами половин стабилизатора связана с их замкнутым контуром.

В состыкованом виде стабилизатор устанавливается на подкилевой выступ фюзеляжа и крепится к нему в четырех точках, попарно расположенных на двух силовых шпангоутах хвостовой части фюзеляжа (рис.7.04

Стыковка стабилизатора
, рис.7.05

Стыковка стабилизатора
). Стыковые узлы стабилизатора закреплены по два на стенках переднего и заднего лонжеронов. Кроме того, на стенке заднего лонжерона установлено два стыковых узла для крепления сверху заднего лонжерона киля. Все узлы стальные и разрезаны в плоскости хорд стабилизатора. В собранном виде они образуют гнезда, в которые вставляются цилиндрические вкладыши с проушинами под стыковые болты. Диаметр стыковых болтов стабилизатора - 12 мм, заднего лонжерона киля - 20 мм (рис.7.06

Узел стыковки стабилизатора
).

Поперечный набор стабилизатора состоит из нервюр, поставленных перпендикулярно оси заднего лонжерона. Нервюры разрезаны на верхнюю и нижнюю половины, которые между собой не соединяются. Нервюры штампуются из листа и имеют отбортовки для приклепывания к обшивке. В местах пересечения со стрингерами в нервюрах сделаны вырезы. Внутренние края нервюр вблизи плоскости хорд подкреплены поясами из прессованных уголков. Все пояса верхних и нижних половин нервюр по размаху в плоскости хорд связаны прессованными уголками, предотвращающими потерю устойчивости поясов в горизонтальной плоскости (рис.7.07

Стабилизатор
).

По заднему лонжерону стабилизатора установлено по четыре узла навески руля высоты на каждой половине стабилизатора. Каждый узел состоит из кронштейна, закрепленного между двумя усиленными хвостиками нервюр, к которому болтом с вертикальной осью крепится серьга.

В серьгу вставлены подшипники подвески руля. Пятый торцевой узел подвески руля размещен в его корневой части и состоит из кронштейна с подшипниковой проушиной, который крепится к заднему стыковому узлу стабилизатора. К нему под углом в горизонтальной плоскости присоединен второй кронштейн, закрепленный на узле стыковки лонжерона киля. Этот узел воспринимает все инерционные нагрузки руля, направленные вдоль его оси подвески.