1.6.2.1. Обратимая схема включения бустера

В данной схеме часть усилия от шарнирного момента руля воспринимается бустером, а оставшаяся, обычно меньшая часть, передается на командный рычаг летчика, обеспечивая ему естественное чувство управления.
Обратимая схема с параллельной тягой образуется двумя качалками, соединенными тягой 4 - 5, ось которой параллельна оси штока бустера.

Входная качалка 1 - 4 соединена с золотником в точке 2. В начальный момент движения летчик поворачивает эту качалку относительно точки 3 и перемещает золотник. Жидкость под рабочим давлением поступает в цилиндр, создавая усилие на штоке, который начинает двигаться в сторону перемещения золотника. В конце движения шток догоняет золотник и перекрывает рабочие окна. Перемещение штока копирует перемещение золотника. Вместе со штоком перемещается выходная качалка 5 - 7, на которую в точку 7 приходит усилие от руля. Это усилие уравновешивается реакциями на штоке и в точке 5, откуда эта реакция через тягу 4 - 5 передается на входную качалку и далее к летчику. Соотношение плеч входной и выходной качалок определяет соотношение усилий на входе и выходе бустера:


Соотношение перемещений:

Переносом тяги 4 - 5 вверх или вниз меняется отношение плеч c/H и соотношение усилий iБ, а перемещения остаются постоянными, т.к. jБ не зависит от плеч "с" и "H". Это позволяет получать любые усилия на командном рычаге, при заданных перемещениях руля и командного рычага. При с = 0 усилие на командном рычаге обращается в нуль.

Обратимая схема с дифференциальным силовым цилиндром. ВВ данной схеме шток закреплен неподвижно, а перемещение руля обеспечивается движением силового цилиндра.

Поэтому для получения обратной связи золотниковый механизм расположен на цилиндре. Левая полость цилиндра всегда напрямую связана с напорной магистралью. Правая полость, через рабочее окно золотникового механизма сообщается либо с напорной магистралью, когда золотник движется влево, либо - со сливом при движении золотника вправо. Золотниковый механизм в этом случае имеет всего одно рабочее окно и один рабочий поясок, что намного упрощает его изготовление. Два других пояска необходимы лишь для уравновешивания сил давления жидкости на золотнике и их ширина и расположение не требуют высокой точности. Бустер имеет всего одну качалку 1 - 4, которая является и входной, и выходной одновременно.
В начале движения летчик командным рычагом перемещает точку 1 и поворачивает эту качалку относительно точки 3, что вызывает перемещение золотника. Правая полость силового цилиндра сообщается либо с напорной магистралью, либо со сливом. Цилиндр начинает двигаться в сторону перемещения точки 1. В конце движения точка 1 останавливается, а качалка 1 - 4 фиксируется я в вертикальном положении и рабочее окно перекрывается. Таким образом, в процессе работы качалка движется поступательно с небольшим запаздыванием в начале движения. Коэффициент передачи по перемещениям у данного бустера всегда равен:


а соотношение усилий на входе и выходе бустера зависит от соотношения плеч качалки:

Меняя плечо "а" можно создавать любые усилия на командном рычаге, не влияя на перемещения руля и командного рычага. При указанном выше соотношении диаметров поршня и штока (см. п.1.6.1) усилия на силовом цилиндре при движении в обе стороны будут одинаковы.
Данный бустер обладает целым рядом преимуществ:

Обратимая схема с неподвижной золотниковой коробкой позволяет избавиться от гибких шлангов для подвода жидкости к бустеру, которые были необходимы в предыдущих схемах с движущимися распределительными механизмами. Если корпус и гильза золотника закрепляется неподвижно, то жидкость к такому механизму можно подавать по жестким металлическим трубопроводам, обладающим большей надежностью и живучестью, чем гибкие шланги. На участке магистрали от золотникового механизма до силового цилиндра также можно использовать металлические трубопроводы, если жидкость в цилиндр подавать через цапфы его крепления. В таком бустере сигнал обратной связи от штока через входную качалку передается не на гильзу, а непосредственно на золотник, перемещая его на закрытие рабочих окон.
Летчик командным рычагом поворачивает качалку 1 - 4 относительно точки 3 и, перемещая золотник, открывает рабочие окна. Шток начинает двигаться в сторону перемещения управляющей тяги - точки 1. В конце движения точка 1 останавливается и шток, поворачивая входную качалку относительно этой точки, возвращает золотник в нейтральное положение. Усилие от шарнирного момента руля через выходную качалку 5 - 7 и поводок 2 - 6 передается на качалку входную и делится между штоком бустера и летчиком обратно пропорционально плечам "b" и "с". Смещая поводок 2 - 6 вверх или вниз можно создавать любые нужные нам усилия на командном рычаге Качалки 1 - 4 и 5 - 7 , если рассматривать начало и конец движения, всегда остаются параллельными друг другу, поэтому перемещения на входе и выходе бустера будут пропорциональны длинам этих качалок. Качалка 8-9 является поддерживающей.

Коэффициент передачи по усилиям


по перемещениям

Смещая тягу 2 - 6 параллельно самой себе вверх или вниз, можно получать любые усилия на командном рычаге, не изменяя передачу по перемещениям, так как при таком переносе будет меняться лишь соотношение плеч b/Н, а суммы плеч качалок не изменяются.