1.8. Вопросы для тренинга и самоконтроля

Проверьте себя, отвечая письменно или устно на сформулированные ниже вопросы. Лишь после этого заглядывайте в комментарий. Если необходимо обращайтесь к теории (см. оглавление).

1. Как классифицируются системы управления по степени автоматизации?
Комментарий 1

На современных самолетах используются системы неавтоматического, полуавтоматического и автоматического управления.

2. Какие рулевые поверхности отклоняются ручными и какие - ножными постами управления?
Комментарий 2

Ручными постами управления отклоняются рули высоты или управляемый стабилизатор и элероны (с интерцепторами), а ножными - рули направления.

3. Какие посты ручного управления используются на маневренных и какие - на неманевренных самолетах?
Комментарий 3

На маневренных самолетах - ручка управления.
На неманевренных - штурвальная колонка.

4. Какие типы педалей используются в постах ножного управления?
Комментарий 4

Педали с горизонтальным и вертикальным расположением рычагов управления.

5. От каких параметров зависит величина усилия на командном рычаге управления?
Комментарий 5

От размеров руля, угла его отклонения, скоростного напора и коэффициента передачи от руля до командного рычага.

6. Какие усилия управления называются балансировочными и чем обеспечивается их снятие в полете?
Комментарий 6

Усилия в длительном полете, обеспечивающие уравновешивание самолета, называются балансировочными. Их снятие обеспечивается триммерами или подвижным стабилизатором. В системах с необратимым бустером балансировочные усилия снимаются механизмом триммерного эффекта.

7. Чем обеспечивается уменьшение маневренных усилий управления?
Комментарий 7

Маневренные усилия уменьшаются аэродинамической компенсацией, использованием интерцепторов, подвижного стабилизатора, серворулей или включением в систему управления бустеров.

8. Для чего в бустерах создается обратная связь, и какая именно?
Комментарий 8

Обратная связь в бустере обеспечивает получение следящей системы. Для этого обратная связь должна быть отрицательной и жесткой.

9. Какие преимущества дает применение дифференциальной качалки обратной связи?
Комментарий 9

Дифференциальная качалка обратной связи ускоряет открытие и закрытие рабочих окон золотника, что повышает быстродействие бустера. Для устранения автоколебаний бустера может использоваться дифференциальная качалка, замедляющая открытие и закрытие рабочих окон, или предусматривается демпфирование золотника.

10. Каким образом может изменяться усилие на командном рычаге летчика в схеме обратимого включения бустера с параллельной тягой?
Комментарий 10

Усилия могут изменяться за счет переноса параллельной тяги к оси бустера или от него.

11. Какие преимущества имеет бустер с дифференциальным силовым цилиндром?
Комментарий 11

Отсутствие ложного штока, более простой золотниковый механизм с одним рабочим окном, большая жесткость бустера за счет высокого давления в нем, объединение входной и выходной качалки в одну.

12. Какие преимущества имеет схема бустера с неподвижной золотниковой коробкой?
Комментарий 12

Эта схема позволяет полностью избавиться от гибких шлангов в гидравлической сети бустера, которые имеют меньшую надежность по сравнению с жесткими трубопроводами.

13. Какие преимущества дает необратимая схема включения бустера?
Комментарий 13

Эта схема обеспечивает управление на любых скоростях полета органами управления любах размеров, позволяет избавиться от аэродинамической компенсации и противофлаттерных грузов рулей, упрощает включение разного рода автоматов в систему управления.

14. Каковы недостатки пружинного загрузочного механизма с линейной характеристикой?
Комментарий 14

Управление ощущается летчиком слишком тяжелым на малых скоростях и слишком легким на больших скоростях полета.

15. Каковы способы устранения недостатков загрузочного механизма с линейной характеристикой?
Комментарий 15

Создание предварительной затяжки пружины или использование двух пружин разной жесткости.

16. Чем обеспечивается снятие балансировочных усилий загрузочного механизма?
Комментарий 16

Эти усилия снимаются механизмом триммерного эффекта, который позволяет перемещать точку крепления загрузочного механизма.