2.6. Вопросы для тренинга и самоконтроля
Проверьте себя, отвечая письменно или устно на сформулированные ниже вопросы. Лишь после этого заглядывайте в комментарий. Если необходимо обращайтесь к теории (см. оглавление).
1. Какие основные режимы управления предусмотрены на самолете ТУ-154?
Комментарий 1
Предусмотрены следующие режимы:
1) Режим ручного (штурвального) управления с улучшением характеристик устойчивости и управляемости комплексом автоматов системы АБСУ.
2) Режим полуавтоматического управления по положению стрелок командно-пилотажного прибора.
3) Режим автоматического управления системой АБСУ совместно с пилотажно-навигационным комплексом.
2. Каковы особенности бустерной системы управления ТУ-154 ?
Комментарий 2
В системе управления ТУ-154 используются необратимые бустеры, связанные жесткой проводкой с командными рычагами в кабине пилотов.
Рулевые приводы бустеров трехкамерные с плоскими золотниковыми распределительными механизмами. Каждая камера бустера питается от одной из трех независимых гидросистем. Золотники отклоняются проводкой управления через упругие торсионы, обеспечивающие работоспособность привода при заклинивании одного или двух золотников.
Штоки рулевых приводов присоединяются непосредственно к кабанчикам рулевых поверхностей, что обеспечивает улучшение их противофлаттерных характеристик.
3. Командные рычаги для отклонения основных рулевых поверхностей ?
Комментарий 3
Элероны -интерцепторы управляются штурвалами первого и второго пилотов.
Руль высоты отклоняется колонками управления пилотов.
Руль направления управляется педалями обоих летчиков.
4. В чем особенность управления стабилизатором ТУ-154 ?
Комментарий 4
Используется ручное и автоматическое (совмещенное с закрылками) управление стабилизатором. Угол отклонения стабилизатора согласуется с центровкой самолета.
5. Как обеспечено суммирование сигналов управления пилотов и автоматов АБСУ ?
Комментарий 5
Сигналы пилотов и рулевых агрегатов РА-56В системы АБСУ суммируются на дифференциальных качалках , включенных в проводку управления каждой рулевой поверхности.
6. Как обеспечена имитация усилий управления на командных рычагах пилотов ?
Комментарий 6
В каждом канале управления рулевыми поверхностями установлены пружинные загружатели с нелинейной характеристикой. Нелинейность характеристик обеспечена предварительной затяжкой пружин и применением двух пружин разной жесткости (канал РН). Основные (взлетно-посадочные) загружатели включены в проводку управления постоянно. Кроме того, в каналах управления РВ и РН для ограничения их углов отклонения на больших скоростях полета установлены дополнительные - полетные загружатели, резко увеличивающие усилия управления при больших углах отклонения рулей. Включение этих загружателей блокируется с уборкой шасси и закрылков.
Снятие балансировочных усилий управления обеспечивается механизмами триммерного эффекта, установленных в узлах крепления загружателей. Перемещением точки крепления загружателя можно полностью снять усилие на командном рычаге управления.
7. Для чего используются пружинные тяги в проводке управления самолета ТУ-154 ?
Комментарий 7
Пружинные тяги обеспечивают отклонение одной из половин руля высоты или элеронов при заклинивании второй их половины, а также отклонение элеронов при заклинивании интерцепторов.
8. Как обеспечивается регулировка педалей по росту пилота ?
Комментарий 8
Регулировка по росту обеспечена перемещением с помощью электромеханизма коромысловой качалки педалей вперед или назад.
9. Чем обеспечивается работоспособность бустеров при заклинивании золотников ?
Комментарий 9
При заклинивании одного или двух золотников работоспособность бустера сохраняется благодаря упругости торсионов, на которых закреплены золотники. Крутильные деформации торсионов заклиненных золотников обеспечивают перемещение проводки управления и нормальную работу остальных золотников.
10. Какие преимущества дает использование необратимых бустеров в системе управления ТУ-154 ?
Комментарий 10
Применение необратимых бустеров позволяет:
избавиться от противофлаттерных грузов рулевых поверхностей;
упростить аэродинамическую компенсацию рулей, что улучшает аэродинамику самолета;
обеспечить более простое суммирование сигналов ручного и автоматического управления.