1.1.2. Шасси с передней опорой

Две основных опоры такого шасси располагаются за центром масс самолета, а третья опора устанавливается в носовой части фюзеляжа. Эта опора для обеспечения управляемости самолета на земле делается или свободно ориентирующейся, или снабжается принудительной системой разворота передних колес.


 Kb

Схема характеризуется следующими параметрами:

      b - база шасси;
      B - колея шасси;
      H - высота шасси;
      e - вынос главных опор;
      g - угол выноса главных опор;
      jо - угол опрокидывания;
      jст - стояночный угол.

Эти параметры связаны с посадочным углом aпос , установочным углом aуст и углом на разбеге aразб крыла.

Разбег самолета с данной схемой шасси выполняется в трехточечном положении при:

aразб = jст + aуст.

В конце разбега отклонением руля высоты летчик отрывает переднюю опору, а затем происходит и отрыв от земли основных опор. Посадка самолета происходит на основные опоры с улом атаки крыла

aпос = jо + aуст. + jст

с последующим переваливанием на переднюю опору. Условие переваливания обеспечивается углом выноса g = jо + (1 - 2)о.
Это условие дает величину относительного выноса e/b = 0,1 - 0,15, который показывает долю нагрузки от полной силы тяжести, приходящейся на переднюю опору при стоянке.
Отсутствие опрокидывания вбок обеспечивается углом e, равным (40 - 45)о, что соответствует относительной колее B/b = 0,7 - 1,2.
Схема шасси с передней опорой дает следующие важные преимущества:

К недостаткам схемы следует отнести большую за счет более длинной передней опоры массу шасси и возможность возникновения автоколебаний передней опоры типа "шимми". Для гашения этих колебаний передняя опора снабжается гидравлическими демпферами - гасителями колебаний передних колес.