1.1.3. Велосипедная схема шасси

Шасси состоит из передней опоры, аналогичной передней опоре трехточечной схемы, и задней опоры, закрепляемой на фюзеляже позади центра масс самолета. Эта схема позволяет избежать установки основных опор шасси на крыле. В этом случае на крыле устанавливаются только вспомогательные опоры, которые при отсутствии крена самолета могут не касаться земли.


 Kb

Основные параметры схемы:
      b - база шасси;
      H - высота шасси;
      B' - колея подкрыльных стоек;
      g - угол выноса основной опоры;
      b - угол выноса передней опоры.

Различают два типа велосипедного шасси:
1) шасси с углом выноса задней опоры g = (25 - 30)о и e/b = 0,1 - 0,15.
Параметры такого шасси, кроме колеи, выбираются аналогично параметрам трехопорного шасси с носовой опорой. Взлет и посадка такого самолета ничем не отличаются от аналогичных режимов самолета с рассмотренной выше схемой шасси.


 Kb

2) шасси с g = (40 - 60)о и e/b = 0,4 - 0,5.

Невозможность отрыва передней опоры на взлете требует взлета с обеих опор одновременно, а необходимое увеличение угла атаки крыла в конце разбега обеспечивается или удлинением передней опоры, или укорочением (приседанием) задней опоры. Сложность конструкции таких опор, сложность пилотирования самолета на взлете и посадке ограничивают применение данной схемы шасси. Обычно она используется лишь на военных самолетах.