2.2.2. Амортизатор основной опоры

Двухкамерный жидкостно-газовый амортизатор основной опоры (рис.2.03) состоит из цилиндра-траверсы 4, гильзы 18, штока 8 с гильзой 12, иглы 5, плавающего поршня 7, разгрузочного клапана 15 с пружиной 20, клапанов торможения на обратном ходе 2 и 6. Полости Д и Е амортизатора заряжаются маслом АМГ-10. Верхняя В и нижняя Н воздушные камеры заряжаются сжатым азотом через зарядные клапаны 1 и 9. Начальное давление зарядки верхней камеры 3,2 МПа, нижней - 15,2 МПа. Нижняя камера находится в гильзе 12 и отделена от жидкости плавающим поршнем 7.
Давление в верхней камере воспринимается гильзой 18, полностью разгружая от этой нагрузки цилиндр-траверсу, что позволило изготавливать эту траверсу штамповкой из высокопрочного алюминиевого сплава.


 Kb

Работа амортизатора. В воздухе перед посадкой давлением газа в полости В шток 8 выдвигается вниз до упора. Игла 5 своим грибком 14 опускает разгрузочный клапан 15 вниз, сжимая его пружину. Отверстия 22 и 23 в донышке клапана и в колоколе 17 обеспечивают свободное перетекание жидкости при повороте стойки во время выпуска из горизонтального положения в вертикальное. Плавающий поршень 7 давлением азота в камере Н находится в крайнем верхнем положении. Клапаны 2 и 6 закрыты своими пружинами.

Прямой ход при первом ударе. Шток 8 вместе с иглой 5 движется вверх. В полости Д возникает избыточное давление жидкости, и она начинает перетекать из полости Д в нижнюю полость гильзы 18 через кольцевую щель между иглой и донышком гильзы, испытывая при этом большое сопротивление. Одновременно жидкость через отверстия 24 попадает в кольцевую камеру разгрузочного клапана 15 и, сжимая его пружину, опускает клапан вниз, перекрывая полностью отверстия 23 в его донышке. Из нижней полости гильзы 18 жидкость далее попадает в верхнюю газовую камеру В через отверстия 22 и через отжатый клапан обратного торможения 2, не испытывая при этом большого сопротивления. Когда давление в гильзе 18 и камере В становится выше давления начальной зарядки нижней газовой камеры, жидкость через иглу 5 и клапан 6 начинает перетекать в полость Е и перемещать плавающий поршень 7 вниз. Давление азота в нижней камере возрастает. На этом этапе обе газовые камеры работают совместно с примерно одинаковым давлением. За счет увеличения общего объема газа политропа его сжатия становится более пологой и жесткость амортизатора снижается. Энергия удара на прямом ходе поглощается работой сил сжатия газа, сил сопротивления перетеканию жидкости и сил трения в буксах (рис.2.04).

Прямой ход при ударе из обжатого положения. На пробеге, разбеге, рулежке самолета амортизатор обжат стояночной нагрузкой на колесах. Давление во всех полостях, заполненных жидкостью, выравнивается, пружина 20 поднимает разгрузочный клапан 15 вверх до упора, открывая отверстия 23 и 24 для свободного перетекания жидкости в полость В. При вступлении в работу второй газовой камеры жидкость свободно перетекает и в камеру Е. В этом случае при наезде на неровности аэродрома энергия удара поглощается в основном за счет сжатия газа и работой сил трения в буксах. Такой газовый амортизатор работает очень мягко (рис.2.05).

Обратный ход. В конце прямого хода шток останавливается и нагрузка на амортизаторе начинает падать. Давлением газа шток выдвигается наружу, заставляя жидкость перетекать в обратном направлении. Клапаны 2 и 6 под действием пружин и давления жидкости перекрываются, оставляя для прохода жидкости в полость Д отверстия 22 сверху и малые отверстия в клапане 6 снизу. Тем самым обеспечивается рассеивание энергии удара и на обратном ходе. В конце обратного хода грибок иглы 5 опускает разгрузочный клапан 15 вниз, выжимая жидкость из полости К через отверстия в стенке разгрузочного клапана, обеспечивая плавный подход штока 8 к упору 25 (рис.2.06).