5.2. Передняя опора

Передняя опора состоит из амортизационной стойки с телескопической подвеской колеса. Переднее колесо при разворотах самолета на земле за счет разного торможения основных колес свободно ориентируется по направлению движения за счет вращения штока с вилкой и колесом в цилиндре амортизатора. После отрыва от земли самоцентрирующиеся кулачки на штоке и цилиндре амортизатора (см. 1.3.4) устанавливают колесо в нейтральное положение, обеспечивая его уборку в нишу передней опоры. Для устранения автоколебаний «шимми» в нижней части штока установлен гидравлический демпфер лопаточного типа. Подвижные лопатки этого демпфера связаны с вилкой колеса, а неподвижные лопатки через двухзвенник соединены с цилиндром амортизатора. При поворотах колеса подвижные лопатки перегоняют жидкость из одной камеры в другую через небольшие калиброванные отверстия. Скорость разворота колеса при рулежке мала и сопротивление жидкости в демпфере не мешает маневрированию самолета. Автоколебания «шимми» сопровождаются высокими скоростями разворота колеса. Резкое увеличение сопротивления жидкости в демпфере препятствует развитию этих колебаний.

Цилиндр жидкостно-газового амортизатора сверху имеет две проушины для подвески стойки к узлу на силовом шпангоуте фюзеляжа (рис.5.06

Узел подвески стойки
). Стальная ось подвески диаметром 24 мм обеспечивает поворот стойки назад при уборке. Стойка имеет подкосную схему. В выпущенном положении она фиксируется присоединенным к ней сзади складывающимся подкосом (рис.5.07

Верхняя часть стойки
). Нижнее звено подкоса шарнирно крепится к цилиндру амортизатора. Верхнее звено шарнирно присоединяется к двум кронштейнам, установленным в верхней задней части ниши. В выпущенном положении средний шарнир подкоса немного переходит за «мертвую» точку и подкос становится на упоры, которыми снабжены оба звена на среднем шарнире (рис.5.08

Упоры
).

Уборка стойки выполняется винтовым подъемником, присоединенным сверху к верхнему звену подкоса.

Движением штока подъемника верхнее звено поворачивается по часовой стрелке и через нижнее звено убирает стойку назад в ее нишу. Специальные секторы с прорезями, закрепленные на верхнем звене подкоса, в конце уборки закрывают нишу створками, ролики которых входят в прорези секторов.

При отказе электропривода летчик специальной рукояткой переключает трансмиссию на ручное управление и вращением или качанием рукоятки лебедки убирает или выпускает все стойки шасси (рис.5.09

Схема механизма шасси
).

При заходе на посадку с невыпущенным шасси при переводе ручки управления двигателем на малый газ включается сирена звуковой сигнализации, предупреждая летчика об аварийной ситуации.
Переднее колесо с габаритами 560 на 185 мм нетормозное, снабжено гладким пневматиком с двумя независимыми камерами с давлением зарядки 0,3 МПа (рис.5.10

Двухкамерное колесо
). Прокол наружной камеры обеспечивает мягкую работу передней опоры за счет второй внутренней камеры и снижает вероятность поломки передней стойки. Материал покрышки - токопроводящий, что обеспечивает снятие статических зарядов самолета на земле.